Версия для
слабовидящих
Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Заклинское сельское поселение

188270, Ленинградская обл., Лужский р-н, д. Заклинье, ул. Новая д. 22; тел. (81372) 2-11-81; эл. почта admzakl@mail.ru

188270, Ленинградская обл., Лужский р-н, д. Заклинье, ул. Новая д. 22; тел. (81372) 2-11-81; эл. почта admzakl@mail.ru

Деревня Вычелобок расположена на левом берегу р. Удрайки в 1 км от ее впадения в р. Лугу, на границе Ленинградской и Новгородской областей, относилась к древнему Дмитриевскому- Городенскому погосту. Первое упоминание о «сельце Вычелопок» относится к 1500 г. Здесь находился «Большой двор» (усадьба) некоего Ивана Протасьева, получившего в поместье еще несколько близлежащих деревень: Глазово, Русыню, Берег, Смычково, Крюково, Раковно и пр.

Считается, что название деревни происходит от возвышенности, на которой она находится, напоминающей своим видом «бычий лоб». Это объяснение близко к истине, т.к. в народных географических терминах названия: Вшелоб, Вшелобок – означают крутой бугор, холм, подъем, «взлобок».

Название реки – Удрайка, также славянского происхождения. О его значении м.б.указывает название уже не существующей деревни Кудрово, находившейся при впадении Удрайки в р.Лугу. В своем нижнем течении Удрайка действительно обладает прихотливо извилистым, «кудрявым» руслом.

В прошлом река отделяла село от погоста.

История погоста восходит к XVI веку, к деревянной Покровской церкви, поставленной к 1539-му году и уничтоженной в ходе Ливонской войны. Позже на этом месте была построена часовня во имя Св. прп. Сергия Радонежского, обращенная в 1733 году в церковь.

Церковь устроил один из местных помещиков Лука Муравьев, по обету в память о своей умершей супруге Прасковье Артемьевне. Долгое время в церкви под главным престолом находился деревянный крест, по надписи на котором можно было узнать, что храм был освящен 30 января 1742 года во имя «святых 3-х святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого».

В описи, составленной в конце XVIII века о селе Вычелобок сказано, что здесь находилась «церковь деревянная Спаса», деревянный господский дом, село принадлежало помещикам, среди которых привлекает к себе внимание имя Степана Федоровича Ушакова, который вполне мог состоять в родстве с выдающимся флотоводцем Федором Федоровичем Ушаковым.

В документах первой трети XIX века Вычелобский храм именуется Покровским. Основательно перестроенный в 1845 – 46 гг. он кроме главного престола, освященного во имя Покрова Пресвятой Богородицы, получил два придела – во имя Воскресения Христова и Святителя Николая. Церковной реликвией без сомнения являлись напрестольные антиминсы – старинные, освященные самим Феофаном Прокоповичем (1681 – 1736). Последний был одним из главных сподвижников Петра I, государственным и церковным деятелем, писателем, публицистом. Судьба этих замечательных антиминсов неизвестна.

В ходе перестройки, в церкви был устроен еще один, четвертый по счету теплый придел, освященный во имя Св. вмч. Дмитрия Солунского.

Церковь имела три главы – одну большую и две малые, двухъярусную колокольню, снаружи была обшита тесом. Размеры храма считались весьма скромными: 25 м в длину, включая колокольню, при наибольшей ширине 15 м.

Отмечалось, что «деревни, составляющие приход Вычелобской церкви, прилегают к дороге, ведущей в г. Лугу» - Вычелобок, Костково, Онежицы, Кудрово, Малое и Большое Раковно, Заполье, Берег, Подгородье, Зобенка, Сырец, Павловичи, Колодно, Замошье, Макаркино, Жеребуд и относящиеся ныне к Новгородской области: Пашино, Холуховичи. При таком количестве деревень число жителей прихода было сравнительно невелико: муж. пола – 716, жен. пола – 773 человека (на 1883 г.).

В Вычелобке «заботами священника Сергея Ефимова» в 1859 году было открыто училище при церкви. Существенную помощь открытию училища оказал граф. М.Н. Муравьев, незадолго до этого построивший школу для крестьянских детей в своем имении «Сырец». Вскоре, в 1863 г., в Вычелобке было открыто второе училище, на этот раз при волостном правлении.

Из церковных праздников наиболее уважаемые среди крестьян прихода были дни: Иоанна Богослова 8/20 мая, Св. Николая 9/21 мая, первое воскресенье после Петрова дня, дни Флора и Лавра, А. Невского, Покрова, Дм. Солунского.

Местные черты отмечались при совершении свадебного обряда. «При свадьбах … сваха, прежде чем сватать жениха наперед просит благословения у священника; когда родители невесты согласятся на брак и невеста пошлет жениху подарок, то жених уже не имеет права отказываться от невесты, иначе нанесет ей бесчестие, за которое родители ее вправе жаловаться начальству … В день венчания, во время поздравления на обеде, поздравители даря жениху деньги, бросают их в блюдо с особенной силой, стараясь разбить сосуд…»

К началу ХХ века храм, обновленный полстолетия назад, заметно одряхлел, перестал отвечать потребностям прихода. При его осмотре в 1900-х годах специальная комиссия отмечала: «Церковь деревянная, старая, 4-х престольная, неуклюжая, тесная. От всего в церкви веет ветхостью и, кроме иконостаса, убожеством». Отмечались значительные щели в наружной обшивке, ржавая железная кровля. К тому времени кладбище при церкви было уже закрытым. В приходе имелись церковно-приходская школа, две земские и одна школа грамоты. «Дом церковно-приходской школы – хороший. Ученики в общем отвечали слабо, хотя были среди них учившиеся по 5 зим».

Первоначальным намерением прихожан было приступить к переборке церкви, «т.е. из старого материала построить новую». Но вскоре было решено строить по соседству с деревянной новый, на этот раз каменный храм, проект которого был разработан в 1908 г. архитектором А.П. Аплаксиным.

Андрей Петрович Аплаксин (1879 – 1931) принадлежит к плеяде тех замечательных русских зодчих ХХ века, которые сумели внести в архитектуру своего времени истинно национальное начало,обращаясь к заново осмысленным традициям древнерусского зодчества.

Выпускник института гражданских инженеров А.П. Аплаксин в 1906 г. назначается петербургским епархиальным архитектором. Для столицы эта должность была и весьма престижная и очень непростой. Необходимо был уметь удовлетворять взглядам и вкусам как светских, так и церковных властей, творить на уровне своего времени и учитывать определенный консерватизм заказчиков, особенно при работах над проектами уездных храмов.

Архитектор, художник, реставратор Сампсониевского и Казанского соборов в Петербурге, инженер, археолог Аплаксин, будучи епархиальным архитектором, тщательно изучал уезды столичной губернии, выискивая и зарисовывая находившиеся здесь памятники архитектурной старины, выступая «пропагандистом русской культуры» (В. Исаченко).

Первая мировая война и революция прервали творческую жизнь архитектора. С 1918 года он служит начальником связи ряда фронтов Красной Армии, откуда демобилизовался в 1928 году, оставшиеся годы жизни работал в архитектурно-строительной службе управления " Экспортлес".

К сожалению, почти все построенные Аплаксиным храмы снесены в 1920-30 гг., оставшиеся дошли до нас в изуродованном виде. Церковь в Вычелобке, несмотря на свое крайне неудовлетворительное состояние , составляет в этом случае редкое исключение.

В основу своего проекта Аплаксин взял традиционный для русского церковного зодчества тип пятиглавого храма с шатровым верхом на восьмигранном барабане. Главную роль в декоре церкви играет оформление 26 оконных проемов, количество которых в два раза превышает число окон старого деревянного храма. Аплаксин широко использует мотив тройных окон с арочными наличниками. Каменный храм своими размерами также превосходил старую церковь на 14 м в длину и на 2 м в ширину. Высота церкви до карниза достигала 13 м, двухъярусной колокольни – 16,5 м.

Зодчий применил выразительное противопоставление тяжелой, кажущейся приземистой нижней части церкви ее легкому ажурному верху, пространственную игру объемных членений.

Старая деревянная церковь еще долго, по крайней мере до начала 1930-х годов , стояла на погосте неподалеку от каменного храма. Последний пережил войну, его не разобрали под кирпич в трудные послевоенные годы, оставив на произвол времени, дав таким образом надежду на его возможное восстановление.

В сентябре 1990 года вычелобская церковь стала местом натурных съемок телевизионного фильма «Сельские жители» по рассказам В. Шукшина. «Киношники» опутали тросами колокольню, подогнали тракто. На глазах у местных жителей, принимавших участие в массовке, разыграли эпизод сноса храма, т.к. это требовалось по сценарию. Но, к счастью, это было всего лишь кино и к церкви было проявлено бережное отношение, как и подобает относиться к памятникам истории и культуры.

Сохранилась церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, 1530-е гг. (?) Трех Святителей, деревянная, 1733 г.; Воскресения Христова, деревянная, 1770-е гг.; Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная 1800-е гг. (?), перестроенная в 1845-46 гг.; каменная, 1907 – 1909 гг., арх. А.П. Аплаксин, закрыта в 1939 г., действовала в 1942 – 1945 гг.