Версия для
слабовидящих
Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Муниципальное образование

Лужского района Ленинградской области

Заклинское сельское поселение

188270, Ленинградская обл., Лужский р-н, д. Заклинье, ул. Новая д. 22; тел. (81372) 2-11-81; эл. почта admzakl@mail.ru

188270, Ленинградская обл., Лужский р-н, д. Заклинье, ул. Новая д. 22; тел. (81372) 2-11-81; эл. почта admzakl@mail.ru

Деревня Турово находится в 3 км к западу от г. Луги, на северном берегу оз. Туровского, на дороге Луга – Оредеж.

В Писцовой книге 1500 г. Турово упомянуто как сельцо с помещичьей усадьбой («большим двором») Семёна Лукича Мякинина и относилось к Дмитриевскому – Городенскому погосту. О находившейся здесь Никольской церкви XVI века известно по книге-справочнику «Историко-статистические сведения по Санкт-Петербургской епархии» 1884 г. Церковь во имя Свт. Николая Чудотворца, деревянная, сер. XVI века, была воссоздана в XVII веке, перевезена в 1701 – 1702 гг. в с. Смешино с переосвящением во имя Рождества Богородицы.

В деревне была также часовня во имя Свт. Николая Чудотворца, деревянная, 1900-е (?) гг., не сохранилась.

О существовании здесь часовни и ее внешнем облике известно исключительно по открытке начала ХХ века с изображением вида деревни со стороны Туровского озера.

Часовня находилась на восточной окраине деревни, на береговом склоне у развилки дорог на Оредеж и на Шалово. Если судить по открытке, это было шестигранное в плане строение башенного типа с высоким шатровым верхом, увенчанным луковичной главкой на высоком столбчатом основании. Часовня стояла в стороне от линии застройки и потому прекрасно воспринималась в береговом ландшафте.

Часовня, вероятно, была поставлена в память о находившейся в Турово древней Никольской церкви.

Турово по краеведческим меркам - место примечательное. До 187о-х гг.здешнее поместье принадлежало начальнику Охтенского капсюльного завода в Петербурге Н.М.Саблину, затем его дочери Марии Николаевне,ставшей женой генерал-майора артиллерии Александра Степановича Лаврова, одного из основоположников отечественного сталепушечного производства, основателя знаменитого на всю Россию производства колокольного литья в Гатчине. Однако, вначале бронзо- литейный завод Лаврова был основан при его усадьбе в Турово для выпуска и изобретённой им в 1868г. фосфористой бронзы. Ввиду удалённости от Петербурга дело оказалось невыгодным. К тому же открытый в 1876 г. завод в следующем году пострадал от пожара и был переведён в Гатчину и в начале 1880-х гг. был перепрофилирован на выпуск церковных колоколов / С.Е.Глезер/.

Но главная примечательность Турова, заключается в причастности этой лужской деревни к истории отечественной фотографии. В 1890 году дочь генерала Лаврова -Анна Александровна стала женой выдающегося деятеля русской культуры, учёного,изобретателя, открывателя собственной технологии цветной фотографии, зачинателя цветной фотосъёмки в России Сергея Михайловича Прокудина- Горского ( 1863-1944). Турово стало одним из мест, где Прокудин -Горский успешно опробовал свой метод фотографирования и цветной фотопечати. Известно значительное число сделанных им снимков Турово и его окрестностей, включая город Лугу и станцию Преображенскую,ныне Толмачево.Многие из этих снимков были воспроизведены в известной серии почтовых открыток, выпущенных в пользу Общины Св.Евгении/издание Красного Креста/, а также изданных самим фотографом. На этих открытках Турово представлено замечательными по своим худежественным достоинствам и лирическому чувству зимними пейзажами, которые в числе прочих работ мастера в 1908 г. демонстрировались Николаю II и, возможно,повлекли его одобрительное отношение к тогда же высказанной Прокудиным - Горским идее- запечатлеть красоту, природное и этногорафическое разнообразие, памятники древности нашего Отечества, всю "истинную Россию".

В деревне Турово есть еще одна часовня, во имя Печерской иконы Божией Матери, деревянная, время возникновения неизвестно, возобновлена в середине XIX века, разрушена в конце 1930- начале 1940-х гг., вновь построена в 1996 году.

Часовня располагалась к северу от д. Турово, у дороги на деревню Шалово, в глубокой лощине («пещере»), над родником, истоком ручья Черного. Когда-то часовню окружала березовая роща, нынче почти полностью вытесненная хвойным лесом.

Предание гласит: «В урочище Малой Печорки девочка-пастушка, отправившаяся сюда, на край леса, из соседней деревни Турово пасти скот, чудесным явлением Божией Матери была избавлена от посягательств некоего крестьянина, пожелавшего напасть на нее, но остановленного явлением Самой Пресвятой Богородицы. На месте явления Пресвятой Богородицы, в глубоком лесном овраге, в пещере, местными крестьянами была обретена икона Божией Матери, получившая название «Печерской» и открылся св. источник с кристально чистой целебной водой. Вскоре над ним была устроена деревянная часовня Печерской Божией Матери, где и была помещена икона…».

В этом предании ясно чувствуются отголоски языческой Руси. Пастухи, равно как и рыбаки, благодаря своему занятию, прекрасно «ведающие» признаки многих природных явлений, в первую очередь связанных с предсказанием погоды, считались наделенными особой сакральностью, способностью общаться с потусторонними силами. В христианскую эпоху именно пастухам и рыбакам, главным образом, и открывались чудесно явленные иконы.

Женщины, младенцы, убогие умом также наделялись сверхъестественными качествами, способностью общения с высшим миром. В случае с явлением Печерской иконы мы видим слияние этих персонажей в один – образ девочки-пастушки.

В «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» сказано, что в Екатерининском соборе в г. Луге с 1789 года хранилась особо уважаемая прихожанами икона Печерской Божией матери, перенесенная сюда из деревянной часовни, находившейся в 5 верстах от Луги в Смешинском приходе. Это значит, что часовня в Малой Печорке существовала еще до основания г. Луги.

Народная традиция и предание связывает существующее почитание Печерского образа Божией Матери с иконой Успения Пресвятой Богородицы в Лужском Казанской соборе,переданный сюда в годы войны.. Образ этот, вероятно, следует датировать временем не позже XVI века.По мнению И.В.Попова её и следует считать"той самой Печерской явленной иконой Божией Матери".

Древность иконы из Казанской церкви не вызывает сомнения. Но, к сожалению, она не могла быть той самой явленной в Печерке иконой, которая позже хранилась в Лужском Екатерининском соборе в серебряной вызолоченной ризе. Какой была явленная икона, свидетельствует картина художника Н.Ф. Роота «Праздник явленной иконы у Печер близ Луги», написанная в 1900 г. В центре картина здесь, если внимательно приглядеться, можно отчетливо увидеть киот с помещенной в нем иконой, изображающей Богоматерь с младенцем, но никак не сцену Успения Богородицы. Есть несколько свидетельств, что празднование в Печерке совершалось с присутствием чудоявленного здесь образа Божией матери.

В 1849 г. в целях возобновления Печерской часовни, ее проект был направлен митрополитом Новгородским и Петербургским Никанором на рассмотрение в столичный Департамент проектов и смет. Автором проекта был уже известный нам по Городцу и Сяберо архитектор Петр Лукашевич. Проект представлял собой квадратную в плане постройку, окруженную галереей на шести квадратного сечения опорах по каждой стороне. Часовня и галерея перекрыты общей четырехскатной кровлей с восьмигранным барабаном с купольным завершением, увенчанным большим крестом. Второй, малый крест, размещался на аттике западного фасада над входом на галерею. И в этом проекте П. Лукашевич остался верным стилю классицизма, уже вышедшему из моды.

К проекту прилагался план местности «на которой предположено возобновить часовню во имя Печерской Божией Матери близ деревни Турово». На плане часовня показана установленной над истоком ручья, в тесной лощине, образованной склонами косогора. Надпись, указывающая, что это именно проект часовни Печерской Божией Матери есть и на чертеже с планом и фасадом часовни.

Исправленный и утвержденный проект был отослан адресату 7 мая 1850 года для воплощения.

Неизвестно, какие исправления были внесены в проект, но если на картине Роота часовня показана в соответствии с этими поправками, то вряд ли они улучшили художественный вид часовни. Вместо центрической «под купол» постройки, часовня приобрела вид вытянутого прямоугольника. Четырехскатная кровля оказалась замененной на двускатную, по центру конька которой был врезан низкий восьмигранный барабан, над которым на узком столбике возвышалась скромная луковичная главка.

В одном часовня, безусловно, выиграла, стала более соответствовать характеру местности и народным традициям.

В «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» сказано, что в пятницу 1-й седьмицы Петрова поста устраивался крестный ход «к Пещерской часовне, где явилась икона Божией Матери. Часовня находится близ деревни Турова, во имя свт. Николая, построенная помещицею Варварой Кишкиною и крестьянином деревни Гобжиц Перечецкого прихода Тимофеем Власовым, в 1851 г. Часовня стоит в глубокой пещере (почему и названа «Пещерной») и окружена березами; под часовнею – ключ чистой воды, а несколько подальше – купальня с водою, которая считается целебною».

По нашему мнению в этом сообщении смешались сведения о двух туровских часовен: той, что была поставлена по месту явления образа Божией Матери и другой, построенной на месте бывшей в Турово церкви во имя Николая Чудотворца (см. выше). Только этим можно объяснить приведенное в данной книге название Печерской часовни, как Никольской.

В начале ХХ века Печерская часовня была основательно поновлена, убрана под четырехскатную высокую кровлю на резных столбах, украсилась подкарнизными досками с зубчатой бахромой. Такой часовня представлена на одной из открыток 1910-х гг.

К этому времени почитание образа Печерской иконы Божией Матери приобрело общеепархиальный характер, сопровождалось совершением Крестного хода на св. источник и архиерейским богослужением в Лужском Воскресенском соборе. Празднование «Печерок» приходилось на последнюю пятницу перед Петровым постом, т.е. на 22 мая (4 июня). Кроме того, в Луге и в Турове открывались т.н. печерские ярмарки. Они проходили в зависимости от празднования Пасхи либо в конце мая, либо в первой половине июня.

Печерская часовня была разрушена в конце 1930 – начале 1940-х гг. Однако, народное почитание св. источника продолжалось, не иссякло, дожило до нынешнего времени.

Часовня над св. источником вновь поднялась летом 1996 г. Вот, что рассказывал об этом один из инициаторов ее воссоздания лужский старожил, человек замечательного художественного и литературного таланта Николай Андреевич Павлючук, к сожалению, уже ушедший из жизни:

- У нас давно родилась эта мечта – поставить часовню, - рассказывает Николай Андреевич Павлючук, и вот нынче мы ее осуществили. Собрались группой: Николай Алексеевич Колесников, Петр Ильич Сиваков, Борис Васильевич Васильев, другие активные прихожане Луги – и своими силами, на свои деньги построили часовенку…

Очень скромное это сооружение: на четырех опорах – маленький куполок. Но когда в лесу из-за густых елок показывается сначала крест, а потом и вся часовня, стоящая на дне оврага, сердце замирает…

Восстановленная часовня была освящена 14 мая 1996 г. благочинным Лужского округа протоиреем Н.В. Денисенко. Он же возглавляет крестные ходы из Луги в Печерку, вновь ставшие ежегодными.

В 1999 г. на Печерском источнике была восстановлена и освящена купальня. Восстановили ее на пожертвования лужан – Олега Алексеевича Мельникова и Николая Михайловича Тищенко.