188270, Ленинградская область, Лужский район, д.Заклинье, ул. Новая, д.22

Версия для слабовидящих
Главная » Деревни » Вычелобок
Вычелобок

Деревня Вычелобок расположена на левом берегу р. Удрайки в 1 км от ее впадения в р. Лугу, на границе Ленинградской и Новгородской областей, относилась к древнему Дмитриевскому- Городенскому погосту. Первое упоминание о «сельце Вычелопок» относится к 1500 г. Здесь находился «Большой двор» (усадьба) некоего Ивана Протасьева, получившего в поместье еще несколько близлежащих деревень: Глазово, Русыню, Берег, Смычково, Крюково, Раковно и пр.

Считается, что название деревни происходит от возвышенности, на которой она находится, напоминающей своим видом «бычий лоб». Это объяснение близко к истине, т.к. в народных географических терминах названия: Вшелоб, Вшелобок – означают крутой бугор, холм, подъем, «взлобок».

Название реки – Удрайка, также славянского происхождения. О его значении м.б.указывает название уже не существующей деревни Кудрово, находившейся при впадении Удрайки в р.Лугу. В своем нижнем течении Удрайка действительно обладает прихотливо извилистым, «кудрявым» руслом.

В прошлом река отделяла село от погоста.

История погоста восходит к XVI веку, к деревянной Покровской церкви, поставленной к 1539-му году и уничтоженной в ходе Ливонской войны. Позже на этом месте была построена часовня во имя Св. прп. Сергия Радонежского, обращенная в 1733 году в церковь.

Церковь устроил один из местных помещиков Лука Муравьев, по обету в память о своей умершей супруге Прасковье Артемьевне. Долгое время в церкви под главным престолом находился деревянный крест, по надписи на котором можно было узнать, что храм был освящен 30 января 1742 года во имя «святых 3-х святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого».

В описи, составленной в конце XVIII века о селе Вычелобок сказано, что здесь находилась «церковь деревянная Спаса», деревянный господский дом, село принадлежало помещикам, среди которых привлекает к себе внимание имя Степана Федоровича Ушакова, который вполне мог состоять в родстве с выдающимся флотоводцем Федором Федоровичем Ушаковым.

В документах первой трети XIX века Вычелобский храм именуется Покровским. Основательно перестроенный в 1845 – 46 гг. он кроме главного престола, освященного во имя Покрова Пресвятой Богородицы, получил два придела – во имя Воскресения Христова и Святителя Николая. Церковной реликвией без сомнения являлись напрестольные антиминсы – старинные, освященные самим Феофаном Прокоповичем (1681 – 1736). Последний был одним из главных сподвижников Петра I, государственным и церковным деятелем, писателем, публицистом. Судьба этих замечательных антиминсов неизвестна.

В ходе перестройки, в церкви был устроен еще один, четвертый по счету теплый придел, освященный во имя Св. вмч. Дмитрия Солунского.

Церковь имела три главы – одну большую и две малые, двухъярусную колокольню, снаружи была обшита тесом. Размеры храма считались весьма скромными: 25 м в длину, включая колокольню, при наибольшей ширине 15 м.

Отмечалось, что «деревни, составляющие приход Вычелобской церкви, прилегают к дороге, ведущей в г. Лугу» - Вычелобок, Костково, Онежицы, Кудрово, Малое и Большое Раковно, Заполье, Берег, Подгородье, Зобенка, Сырец, Павловичи, Колодно, Замошье, Макаркино, Жеребуд и относящиеся ныне к Новгородской области: Пашино, Холуховичи. При таком количестве деревень число жителей прихода было сравнительно невелико: муж. пола – 716, жен. пола – 773 человека (на 1883 г.).

В Вычелобке «заботами священника Сергея Ефимова» в 1859 году было открыто училище при церкви. Существенную помощь открытию училища оказал граф. М.Н. Муравьев, незадолго до этого построивший школу для крестьянских детей в своем имении «Сырец». Вскоре, в 1863 г., в Вычелобке было открыто второе училище, на этот раз при волостном правлении.

Из церковных праздников наиболее уважаемые среди крестьян прихода были дни: Иоанна Богослова 8/20 мая, Св. Николая 9/21 мая, первое воскресенье после Петрова дня, дни Флора и Лавра, А. Невского, Покрова, Дм. Солунского.

Местные черты отмечались при совершении свадебного обряда. «При свадьбах … сваха, прежде чем сватать жениха наперед просит благословения у священника; когда родители невесты согласятся на брак и невеста пошлет жениху подарок, то жених уже не имеет права отказываться от невесты, иначе нанесет ей бесчестие, за которое родители ее вправе жаловаться начальству … В день венчания, во время поздравления на обеде, поздравители даря жениху деньги, бросают их в блюдо с особенной силой, стараясь разбить сосуд…»

К началу ХХ века храм, обновленный полстолетия назад, заметно одряхлел, перестал отвечать потребностям прихода. При его осмотре в 1900-х годах специальная комиссия отмечала: «Церковь деревянная, старая, 4-х престольная, неуклюжая, тесная. От всего в церкви веет ветхостью и, кроме иконостаса, убожеством». Отмечались значительные щели в наружной обшивке, ржавая железная кровля. К тому времени кладбище при церкви было уже закрытым. В приходе имелись церковно-приходская школа, две земские и одна школа грамоты. «Дом церковно-приходской школы – хороший. Ученики в общем отвечали слабо, хотя были среди них учившиеся по 5 зим».

Первоначальным намерением прихожан было приступить к переборке церкви, «т.е. из старого материала построить новую». Но вскоре было решено строить по соседству с деревянной новый, на этот раз каменный храм, проект которого был разработан в 1908 г. архитектором А.П. Аплаксиным.

Андрей Петрович Аплаксин (1879 – 1931) принадлежит к плеяде тех замечательных русских зодчих ХХ века, которые сумели внести в архитектуру своего времени истинно национальное начало,обращаясь к заново осмысленным традициям древнерусского зодчества.

Выпускник института гражданских инженеров А.П. Аплаксин в 1906 г. назначается петербургским епархиальным архитектором. Для столицы эта должность была и весьма престижная и очень непростой. Необходимо был уметь удовлетворять взглядам и вкусам как светских, так и церковных властей, творить на уровне своего времени и учитывать определенный консерватизм заказчиков, особенно при работах над проектами уездных храмов.

Архитектор, художник, реставратор Сампсониевского и Казанского соборов в Петербурге, инженер, археолог Аплаксин, будучи епархиальным архитектором, тщательно изучал уезды столичной губернии, выискивая и зарисовывая находившиеся здесь памятники архитектурной старины, выступая «пропагандистом русской культуры» (В. Исаченко).

Первая мировая война и революция прервали творческую жизнь архитектора. С 1918 года он служит начальником связи ряда фронтов Красной Армии, откуда демобилизовался в 1928 году, оставшиеся годы жизни работал в архитектурно-строительной службе управления " Экспортлес".

К сожалению, почти все построенные Аплаксиным храмы снесены в 1920-30 гг., оставшиеся дошли до нас в изуродованном виде. Церковь в Вычелобке, несмотря на свое крайне неудовлетворительное состояние , составляет в этом случае редкое исключение.

В основу своего проекта Аплаксин взял традиционный для русского церковного зодчества тип пятиглавого храма с шатровым верхом на восьмигранном барабане. Главную роль в декоре церкви играет оформление 26 оконных проемов, количество которых в два раза превышает число окон старого деревянного храма. Аплаксин широко использует мотив тройных окон с арочными наличниками. Каменный храм своими размерами также превосходил старую церковь на 14 м в длину и на 2 м в ширину. Высота церкви до карниза достигала 13 м, двухъярусной колокольни – 16,5 м.

Зодчий применил выразительное противопоставление тяжелой, кажущейся приземистой нижней части церкви ее легкому ажурному верху, пространственную игру объемных членений.

Старая деревянная церковь еще долго, по крайней мере до начала 1930-х годов , стояла на погосте неподалеку от каменного храма. Последний пережил войну, его не разобрали под кирпич в трудные послевоенные годы, оставив на произвол времени, дав таким образом надежду на его возможное восстановление.

В сентябре 1990 года вычелобская церковь стала местом натурных съемок телевизионного фильма «Сельские жители» по рассказам В. Шукшина. «Киношники» опутали тросами колокольню, подогнали тракто. На глазах у местных жителей, принимавших участие в массовке, разыграли эпизод сноса храма, т.к. это требовалось по сценарию. Но, к счастью, это было всего лишь кино и к церкви было проявлено бережное отношение, как и подобает относиться к памятникам истории и культуры.

Сохранилась церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, 1530-е гг. (?) Трех Святителей, деревянная, 1733 г.; Воскресения Христова, деревянная, 1770-е гг.; Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная 1800-е гг. (?), перестроенная в 1845-46 гг.; каменная, 1907 – 1909 гг., арх. А.П. Аплаксин, закрыта в 1939 г., действовала в 1942 – 1945 гг.

Дата создания: 27-07-2023
Дата последнего изменения: 27-07-2023

Администрация Заклинского сельского поселения Лужского района Ленинградской области

Адрес: 188270, Ленинградская область, Лужский район, д.Заклинье, ул. Новая, д.22
Телефон: 8(81372) 2-11-81
    Сообщение об ошибке
    Закрыть
    Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
    Расположение ошибки:
    Текст ошибки:
    Комментарий или отзыв о сайте: